Основополагающим принципом функционирования речевого этикета является принцип вежливости.
Вежливость — это основное требование речевого этикета. Выражение вежливости в речевом этикете конкретизируете определенными требованиями к общению, совокупность которых и составляет речевой этикет; если эти требования реализованы в конкретном общении, о нем можно говорить как об этикетном, т.е. как о таком, в котором соблюден правила речевого этикета.
Правила речевого этикета могут быть подразделены на нормы и традиции.
Нормы речевого этикета — это обязательные для выполнения правила, невыполнение которых привлекает внимание окружающих и вызывает их осуждение. Примеры норм речевого этикета: со знакомым надо здороваться, 3 услугу надо благодарить, за проступок надо извиниться нельзя перебивать собеседника, ругаться нецензурно и т.д.
Традиции общения (этикетные традиции) — это правила, которые не являются обязательными для соблюдения, но в силу тех или иных причин их принято придерживаться. Отступление от традиций общения, пренебрежение ими тоже замечаются окружающими и вызывают неодобрительную оценку, но менее категоричную и единодушную, чем в случае с нормами. Нередко несоблюдение традиций общения вызывает удивление, сожаление и др.
Примеры этикетных коммуникативных традиций: принято разговаривать с попутчиками в длительной поездке, не следует выяснять отношения в присутствии детей и др.
Нормы обычно описываются при помощи слова «необходимо», традиции — при помощи таких слов, как «принято», «обычно», «в большинстве случаев», «чаще всего» др.
Важной особенностью русского речевого этикета, отличающего его от речевого этикета западноевропейцев, японцев, китайцев, является то, что в нем мало норм и много традиций, в силу чего русский речевой этикет не представляет жесткой системы правил и не может быть описан как жесткая нормативная система хотя бы в какой-либо своей значительной части. Это, естественно, затрудняет его описание и обучение русскому речевому этикету.
Можно говорить о существовании общих требований речевого этикета. Общие требования речевого этикета — это правила (нормы и традиции) этикета общения, выполнение которых необходимо принято во всех коммуникативных ситуациях, независимо от того, кто участвует в общении и в какой ситуации, каков пол, возраст, социальные и коммуникативные роли, профессия общающихся, где они общаются и т.д.
Сдержанная манера общения — одно из основных требований русского речевого этикета. Основа держанной манеры общения — умеренная громкость речи, которая должна быть средней, а при общении с одним собеседником или при разговоре в небольшой тесной группе она может быть даже несколько ниже средней. Темп речи тоже должен быть средним или чуть-чуть замедленным для лучшего понимания. Необходимо помнить, что чем старше люди, тем хуже они понимают быструю речь, и надо говорить с ними, используя замедленный темп речи.
Интенсивность артикуляции реже должна быть средней, так как чрезмерная очень интенсивная артикуляция, удвоение согласных, растягивание гласных выгляни некрасиво, неуважительно.
Эмоциональность речи должна тоже быть умеренной. Сухая, неэмоциональная манера общения неэтикетна, вызывает неприятие окружающих; вместе с тем слишком эмоциональная манера общения тоже находится уже за пределами речевого этикета.
Важным компонентом общения является интонация речи — сложного речевого явления, влючающего несколько составляющих. Для этикетного общения важно, чтобы интонация была ровной, без резких скачков, пиков и перепадов, без длительных или неожиданных пауз, «разрывов». Этикетная интонация должна быть достаточно ровной и гладкой.
Сдержанность предполагает также умеренность реакции человека на слова его собеседника. Особенно важна умеренность в проявлении негативных эмоций. Если собеседник ведет себя грубо, ни в коем случае не надо отвечать грубостью: так вы унижаете себя, переходите на его уровень. Отвечайте сдержанно, спокойно — именно такое поведение диктуют нам нормы речевого этикета.
Другой способ — помогите тому, кто кричит, сформулировать его чувства: скажите что-нибудь типа «Я вижу, вы очень расстроены», «Вас, видимо, кто-то обидел» и т.д. Можно молча выслушать грубость или бестактность и затем продолжить разговор, как ни в чем не бывало. Это, конечно, трудно, но способ очень эффективный. Можно просто извиниться перед тем, кто повышает голос: «Извините, если я чем-то вас обидел», «Простите, если я сказал что-то не так» и т.д. Вы, конечно, ни в чем не виноваты, но, извинившись, вы разрядите накал страстей, который возник. Можно также перенести общение на другое время, сказав: «Вы сегодня расстроены, давайте я зайду завтра» или «Может быть, сейчас не время и не место об этом говорить, давайте поговорим после обеда (утром, завтра)» и т.д.
Необходимо иметь в виду, что в общении действует закон отзеркаливания: собеседник начинает подражать манере общения собеседника, причем делает это он непроизвольно. Если разволновавшийся партнер видит, что вы говорите спокойно, он начнет вам подражать; главное, чтобы вы как воспитанный человек избежали искушения начать подражать ему, а для этого надо вырабатывать в себе такое умение — вести беседу этикетно, в сдержанной, умеренной манере в любых условиях.
Доброжелательный контакт с собеседником — другое важнейшее требование соблюдения этикета общения.
Доброжелательность к собеседнику должна сохраняться на протяжении всего разговора, независимо от его содержания, от того направления, которое он может принять, от того, приятен вам собеседник или нет.
Невербально собеседнику необходимо демонстрировать доброжелательность, расположение приветливой мимикой лица, соблюдением уважительной дистанции, мимической демонстрацией внимания к его словам, постоянным визуальным контактом с собеседником, открытыми позами и жестами.
Вербальное выражение доброжелательности к собеседнику связано, прежде всего, с использованием поддерживающих реплик позитивного характера: «верно», «правильно», «да-да», «понятно», «что вы говорите...» и т.д. Наличие поддерживающих реплик в отношении собеседника—важная черта этикетного общения, и эти реплики должны использоваться на протяжении всего разговора. Они показывают собеседнику, что его понимают.
Доброжелательность к собеседнику выражается также в уточняющих вопросах, обращенных к нему, — это тоже сигнал внимания к тому, что он говорит.
Все вопросы собеседника должны получить ответ; вежливые, доброжелательные ответы на вопросы собеседника — еще одно средство демонстрации к нему хорошего отношения.
Важно «не замечать» ошибок собеседника, неудачных выражений, допускаемых им, и ни в коем случае не делать ему замечаний по поводу того, как он говорит.
Этикет предполагает, что демонстрация доброжелательности с собеседниками является взаимной. Похвала, комплименты — важная сторона демонстрации доброжелательности. Комплиментов, похвалы не ночи не должно быть много, но, как справедливо писал Д. Карнеги, в общении необходимо «искать возможность восхититься собеседником».
Выражением доброжелательности являются вопросы, затрагивающие семью, работу, личные успехи собеседника надо интересоваться его проблемами, особенно если 1 мы знаем, что ему приятно будет рассказать о каких-либо своих успехах, успехах своих детой и д.р.
Отмечайте в разговоре отличительные особенности вашего собеседника, упоминайте его способности, таланты, напоминайте ему о них, показывайте, что вы его цените за эти способности.
Чаще называйте собеседника по имени, имени-отчеству — имя выделяет человека из остальных, собеседнику это будет приятно. Помогайте собеседнику в мелочах, оказывайте мелкие услуги — предложите стул, чай и др. Показывайте свою наблюдательность в его отношении — говорите, к примеру: «Я вижу, сегодня у вас хорошее настроение», «Мне кажется, вы немного устали сегодня», «Вы как-то по-новому сегодня выглядите» и др.
Выражением доброжелательности к собеседнику является упоминание его прежних высказываний с подтверждением того, что он был прав в свое время: человеку очень приятно, что его высказывания помнят и ценят.
Чаще интересуйтесь мнением вашего собеседника по тем или иным вопросам, — это тоже ему будет весьма приятно.
Если вдруг разговор принял неприятное или конфликтное направление, ни в коем случае нельзя демонстрировать изменение отношения к собеседнику. Завершение разговора должно быть с точки зрения требований этикета столь же доброжелательным, как и его начало, и должно располагать к продолжению общения и развитию отношений.